Ковердэйл Большой Змей

David Coverdale „Я — прежде всего, музыкант. Мое дело — играть музыку даже в наше непонятное время господства альтернативного рока и однодневных поп-проектов. А главный урок рок-н-ролльной карьеры для меня — не быть звездой".

Как ни странно, эта цитата из интервью семилетней давности принадлежит не какому-то студийному затворнику, но живописному экс-вокалисту Deep Purple, лидеру одной из лучших групп современности Whitesnake Дэвиду Ковердэйлу которого критики неоднократно провозглашали „рок-позером №1" — в особенности в период его вселенского успеха в конце 80-х. Накануне третьего визита Whitesnake в Россию уместно вспомнить о том, что Дэвид — один из немногих современных музыкантов, не просто с достоинством несущих совершенно заслуженный титул „последнего героя британского хард-рока" (вдумайтесь, он соответствует действительности!), но и крайне разумно поддерживающих этот статус.

Пожалуй, эта модель поведения певца — следствие знания удивительного секрета звездного ремесла. Секрет этот, правда, весьма своеобразен — резкий уход из поля зрения публики на срок от трех до пяти лет и... неожиданное возвращение если не с альбомом завидного качества, то с мировым турне в компании музыкантов-инструменталистов такого уровня, что Whitesnake автоматически превращается в супергруппу. И так на протяжении как минимум 20 лет. На фоне суетливо маячащих перед глазами и окончательно превратившихся в полукабаретное посмешище Deep Purple, не лучшим образом обратившегося к музыке средневековья Ричи Блэкмора или Гленна Хьюза, записывающего вокальные партии для альбомов весьма средненьких проектов от Венеции до Москвы, Дэвид выглядит степенным и вечно живым памятником самому себе и стилю, который он олицетворяет. „Пока у меня есть силы выходить на сцену, британский хард-рок будет жив", — это не столь давнее высказывание Дэвида отдает максимализмом, но задумайтесь хоть на секунду и оцените точность этой цитаты.

Конечно, Дэвиду проще простого собрать аккомпанирующий состав из инструменталистов высшей лиги при условии, что эти парни в своей молодости восхищались его творчеством в составах Deep Purple и раннего Whitesnake. Другое дело, что эта легкость пребывания в рок-кругах, равно как и собственная легендарность, куплены дорогой ценой: вся карьера Дэвида — что катание на американских горках. „Когда ты из продавца бутика в захолустном городке превращаешься в фронтмена одной из главных рок-групп мира — это становится огромным испытанием для твоей психики", — вспоминает Дэвид о вхождении в состав Deep Purple. Но „катания на горках" были продолжены: после распада Deep Purple в 1976-м Дэвиду было контрактно запрещено зыступать в составе какой-либо рок-группы, так что карьера Whitesnake стартовала только в 1978-м, а спустя два года Дэвид и его команда по числу проданных билетов на выступления у : ебя на родине с легкостью перекрывали былые достижения Deep Purple. Триумф в роли хедлайнеров на фестивале в Кэстл-Донингтоне в 1983-м — и скоропалительные попытки завоевать американской рынок год спустя, приведшие к распаду группы и серьезным проблемам с голосом у Дэвида. Три миллиона долларов только личного долга руководству „Geffen Records" аккурат накануне издания мегаселлера Whitesnake 1987" — и статус мировой рок-иконы № 1 на протяжении следующих четырех лет. Звездные выходки вроде женитьбы на топ-модели Тауни Китаен и миллионного гонорара гитаристу Стиву Ваю — и полное душевное опустошение после триумфального завершения опять-таки в Кэстл-Донингтоне мирового турне-1990 „Liquor And Poker Tour". Развод с Тауни, отсудившей у него половину денег с банковского счета... Удивительно ли, что в 38 лет Дэвид понял, что с него достаточно — незачем губить жизнь в бесконечных турне, если звездный статус уже достигнут. Бороться уже не за что — ты стал символом. Но и о работе, если она качественна и приносит полное удовлетворение и делается не по принуждению, а в охотку, забывать не стоит; как, впрочем, и о своих поклонниках. Оттого-то уже в третий раз после финиша бурных 80-х Whitesnake пакуют инструменты и отправляются в мировое турне. „Редко, да метко" — это и есть секрет Дэвида Ковердэйла как опытнейшей рок-звезды. Да и какой настоящий музыкант-профессионал не согласится с этим принципом?

Российские концерты группы Whitesnake состоялись в Москве, в ДС „Лужники"

12 ноября, и в Санкт-Петербурге, в Ледовом Дворце 14 ноября.

ПАМЯТКА ЗМЕЕЛОВА: классические альбомы Whitesnake

LOVE HUNTER [1979]

Вторая полноразмерная работа Whitesnake окончательно сформулировала все музыкальные постулаты самопровозглашенного „прогрессивного ритм-энд-блюза": сверхстрастный вокал, задушевный мелодический размах, настырные блюзовые гитары и, само собой, фирменные тексты о радостях концертной деятельности и мимолетного секса. Плюс ко всему — знаменитая „сексистская" обложка известнейшего фэнтези-дизайнера Криса Акиллеоса. Свидетельство рождения сверхновой рок-звезды. На текущих концертах турне .Live... In The Still Of The Night Tour 2004" с этого альбома исполняются „Walking In The Shadow Of The Blues", „We Wish You Well".

COME AN' GET IT [1981]

Пусть величайшей песней Whitesnake стала „Fool For Your Loving", записанная годом ранее на LP „Ready An' Willing", но именно „Come An' Get It" с его мощным, но комфортным звучанием и набором неочевидных хитов оказался квинтэссенцией классического британского блюзового хард-рока. Превзойти национальные стати этого альбома оказалось не по силам никому — в том числе и самому Дэвиду.

На концертах исполняются „Hit An" Run", „Don't Break My Heart Again".

SLIDE IT IN [1984]

Альбом, ознаменовавший превращение Whitesnake в натуральную супергруппу и, одновременно, завершение „британского" периода ее творчества и старт „американского". По этой причине не шибко монолитный альбом (пять отменных и пять совершенно „никаких" номеров) существует в двух версиях — европейской и американской, материал для второй из которых перемикширован, частично перезаписан и скомпилирован в другом порядке.

На концертах исполняется „Love Ain't No Stranger".

WHITESNAKE 1987 [1987]

Забудьте о ритм-энд-блюзе, пусть и прогрессивном — „Whitesnake 1987" с безупречным набором громких и гордых стадионных хард-роковых гимнов оказался одной из тех работ, что полностью определили лицо той рок-эпохи. Творческий союз Дэвида и гитариста Джона Сайкса оказался настолько плодотворен, что песни с этой пластинки до сих пор составляют основу концертной программы Whitesnake, да и тиражный успех говорит сам за себя — на сегодняшний день только в США продано около 13 млн. носителей с записью альбома.

На концертах исполняются „Bad Boys", „Children Of The Night", „Is This iove", „Give Me All Your Love", „Crying In The Rain", „Here I Go Again", „Still Of The Night".

SLIP OF THE TONGDE [1989]

Нельзя назвать попытку записать вторую часть „Whitesnake 1987" полностью провалившейся — как-никак, все гитарные партии сыграны здесь виртуозом .' Стивом Ваем, а помпезное звучание альбома для сих пор считается эталоном в современном хард-роке. Однако известное усложнение материала и обращение к наследию Led Zeppelin отвратило часть публики: за „Slip Of The Tongue" в студийной работе Whitesnake последовал почти 8-летний перерыв...

На концертах исполняется „Judgement Day".


Журнал PLAY № 18, 2004
Hosted by uCoz